- Баня
-
БА́НЯ — постройка или помещение, оборудованное для мытья тела с одновр. действием воды и пара. На Руси Б. распространены с древнейших времен; упоминание о них встречается у летописца Нестора (11 в.). Обществ. бани в городах Руси изв. с 16 в. Долгое время Б. были общими для мужчин и женщин (как это практикуется в нек-рых сев. странах в наши дни). Запрет церк. собора 1551, отметившего, что "в банях мужи и жены и чернцы и черницы в одном месте моются без зазору", действовал слабо. Лишь Устав благочиния 1782 запретил в назначенные разные дни вход в Б. лицам др. пола.
Очистит. функция Б. лежит в основе свадебных ритуальных действий:
1. Свадебный ритуал девичьей Б. сопровождается особыми банными причитаниями, с к-рыми подруги невесты в "теплой подвенешной паруше" "смывали" ее "девью красоту" (т. е. происходила утрата статуса девушки, символизировавшая начало перехода в др. половозрастную группу). Ритуальная значимость Б. подчеркивалась в свадебных песнях-причетах ее неординарной атрибутикой: каменка там "жемчужная", "полочки хрустальныя", "веничек шелковый", особым протапливанием (из лучины; семи сортов дерева) и водой ("ключевой"; с 12 колодцев). В нек-рых местностях устраивалась "женихова Б.".
2. Ритуал свадебной Б. молодых, происходил на 2-й или 3-й день после венчания и завершался подношением от родителей молодой банника — завязанной в скатерть еды (пирога). Находясь на периферии освоенного человеком пространства, Б. в силу своей маргинальности (входя туда, следовало снимать крест и пояс) служила местом как изоляции "нечистой" роженицы, так и общения с нечистой силой в новогодних гаданиях, когда девушки сеяли золу и насыпали ее отдельными кучками возле печи, чтобы затем по характеру следов на них узнать о суженом (стоя у чела печи, просить суженого погладить). Родильный обряд начинался пространств. перемещением роженицы в Б., где повитуха производила ее дородовые приготовления — "распаривала и размягчала кости", послеродовое купание новорожденного с заговором и "правку" родильницы. В нар. медицине Б. играла ведущую роль: парная Б. с березовым веником считалась лучшим способом лечения лихорадки, простуды, ломоты ("Б. парит, Б. правит") и вспомогат. средством при мн. др. заболеваниях. По восточнослав. мифологии в Б. обитает разновидность домового духа — банник. Т. о., появилось представление о "поганой" (т. е. нечистой) Б., посетив к-рую запрещалось идти в церковь.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.